Власти подготовили три варианта ответа на потолок цен на нефть
Одна из альтернатив – фиксация максимального дисконта Urals к BrentВласти рассматривают три варианта ответного механизма на введение странами G7 и ЕС потолка цен на импорт российской нефти, проект указа президента обсуждается его администрацией с правительством. Первый вариант – полный запрет на продажу нефти государствам, которые поддержали ограничение, в том числе если они приобретают сырье у России не напрямую, а через страны-посредники или даже их цепочку. Об этом рассказали «Ведомостям» два близких к кабинету министров источника. Например, поставка будет блокироваться, если формально нефть будет покупать нейтральная страна, но ее конечным получателем станет член G7, уточнил один из собеседников.
Второй вариант, по словам источников, запрет на экспорт по контрактам, куда включено условие потолка цен, вне зависимости от того, какая страна выступает получателем. Третий – введение так называемой индикативной цены, т. е. определение максимального дисконта российской нефти Urals к эталонному сорту Brent, при увеличении дисконта продажа будет запрещена.
По словам одного из собеседников, на данный момент ни один из этих вариантов не был одобрен, возможны и другие альтернативы или их комбинация. 6 декабря вопрос должен был обсуждаться на совещании у президента в том числе с участием нефтяных компаний, уточнил источник. Альтернатива с фиксацией дисконта, по словам другого собеседника, наименее вероятная из трех вариантов.
Власти неоднократно заявляли, что не будут поставлять нефть покупателям, присоединившимся к потолку цен. 6 декабря логику реакции России описал вице-премьер Александр Новак (курирует ТЭК). По его словам, ценовой потолок на российскую нефть приведет лишь к росту цены на сырье на рынке, в декабре добыча сохранится на уровне предыдущего месяца, в дальнейшем возможно несущественное снижение, логистические цепочки уже перестраиваются. Механизм запрета российским компаниям торговать нефтью по ценовому потолку будет принят до конца года, пообещал Новак.
Страны Евросоюза согласовали потолок цен на российскую нефть, соответствующий документ был опубликован 4 декабря в официальном журнале ЕС. Ограничение решено установить на уровне $60/барр. c последующей корректировкой каждые два месяца начиная с января 2023 г. Показатель будет изменяться таким образом, чтобы он был минимум на 5% ниже текущей экспортной цены Urals. Механизм распространяется исключительно на поставки нефти по морю, транспортировку по трубопроводам ограничение не затрагивает. Покупать российскую нефть дороже смогут Венгрия, Болгария, Словакия, Чехия и Хорватия.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на запрос «Ведомостей». Представитель Новака отказался от комментариев. В Минфине и Минэнерго не ответили на запросы. «Ведомости» также обратились за комментарием в крупнейшие компании: «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Русснефть». По данным биржи ICE, 6 ноября февральские фьючерсы Brent падали на 3% к цене закрытия торгов предыдущего дня до $80,14/барр.
По мере приближения дедлайна 5 декабря эталонная российская нефть Urals подешевела ниже предложенного потолка. В ноябре ее средняя цена составила $66,5 – на 6% меньше, чем в октябре, сообщил российский Минфин 1 декабря. По данным ценового агентства Argus, в среду, 30 ноября, партии Urals с отгрузкой из порта Приморска на Балтийском море стоили $48/барр. (без учета расходов на фрахт, перевозку нефти и страхование танкера), отмечал аналитик по сырью UBS Джованни Стауново, на которого ссылался РБК.
Поставки нефти и нефтепродуктов из России в страны G7 и ЕС в 2021 г. составили 214,7 млн т на общую сумму $109,5 млрд. Это 68–70% от совокупного экспорта этих товаров на мировой рынок. В целом в прошлом году на сырую нефть и нефтепродукты пришлось 37% выручки от общего российского товарного экспорта, следует из данных Федеральной таможенной службы.
Согласно закону о федеральном бюджете на ближайшие три года доходы в 2022 г. должны составить 27,7 трлн руб., в том числе 11,7 трлн руб. – нефтегазовые, в 2023 г. – 26,1 трлн руб. (8,9 трлн), в 2024 г. – 27,2 трлн руб. (8,7 трлн), в 2025 г. – около 28 трлн руб. (8,5 трлн). При этом базовые нефтегазовые поступления на ближайшие три года определены на уровне 8 трлн руб., таким образом, Минфин запланировал дополнительные доходы от нефти и газа в размере 939 млрд руб. в 2023 г., 656,3 млрд руб. в 2024 г. и 488,5 млрд руб. в 2025 г. Базовые доходы сверстаны при цене, близкой к потолку: $62 за баррель Urals.
По оценкам представителя минфина США, под действие потолка цен на нефть может подпасть 10–20% российского экспорта, т. е. 1–2 млн барр./сутки, сообщало Reuters 21 октября. В сентябре 2022 г. экспорт нефти из РФ составлял 7 млн барр./сутки. К концу ноября поставки российской нефти в Европу, за исключением Турции, сократились за предыдущие четыре недели до 460 000 барр./сутки. Из этого объема после 5 декабря новые рынки сбыта нужно будет найти только для 335 000 барр./сутки, оценивали ранее «Ведомости».
Нефть нужна рынку
Ничего нового в первом и втором вариантах ответа России нет, считает эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Евгений Миронюк. По его словам, принятие таких решений формализирует более ранние заявления представителей власти об отказе поставлять сырье странам, согласившимся с условиями по потолку цен. От третьего варианта – с запретом на поставки ниже индикативной цены для всех покупателей российской нефти, – вероятно, откажутся, предполагает эксперт. Если определенный максимальный дисконт к Brent будет фиксированным, это будет означать нерыночность ценообразования в отношении «дружественных» стран-импортеров, пояснил он. Если же этот дисконт будет определяться по некоей формуле, также могут возникнуть разногласия и объем экспортируемой нефти сократится, добавил Миронюк.
В обозримой перспективе потолок цен в $60 будет означать сохранение или даже увеличение объема поставок из России, что может оказать дальнейшее понижательное давление на нефтяные котировки, полагает Миронюк. Эксперт не исключает, что на этом фоне стоимость марки Brent пробьет вниз отметку $80/барр. В случае понижения уровня потолка в I квартале следующего года котировки могут вернуться в диапазон $90–100/барр., добавил он.
Наиболее вероятным является второй вариант с запретом на любые поставки по контрактам, где потолок выступает одним из условий, считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Этот вариант представляется наиболее гибким и позволяющим сохранить присутствие российской нефти на мировом рынке, что выгодно всем сторонам, пояснил он.
И потребители, и производители нефти заинтересованы в налаживании таких цепочек поставок, чтобы сохранить российскую нефть и не допустить скачка нефтяных цен в условиях зимнего отопительного сезона и высокой глобальной инфляции, заметил эксперт.
Реализация указанного выше сценария практически не повлияет на нефтяные цены в среднесрочной перспективе, так как сохранится баланс спроса и предложения, ожидает Васильев. Краткосрочно, пока не наладились новые цепочки поставок российской нефти, вероятен некоторый всплеск цен из-за возможного локального дефицита на рынке, допускает аналитик. Но не исключено, что его можно будет избежать, поскольку стороны готовились к потолку цен заранее, продолжил эксперт.
По мнению старшего аналитика Альфа-банка Никиты Блохина, самым реалистичным представляется второй вариант. Блохин отмечает, что этот вариант уже был анонсирован Новаком и Песковым. Аналитик напоминает, что они заявляли, что Россию будут устраивать только рыночные цены, т. е. те уровни, по которым российская нефть реализуется сейчас. По его мнению, речь может идти как о соответствующем указе президента, так и о негласной директиве, которая будет дана компаниям через президентскую комиссию по ТЭКу.
Полный запрет поставок в страны, присоединившиеся к потолку, по мнению Блохина, России не грозит, так как исторически значительные объемы российской нефти реализуются через трейдинговые операции. «Новак говорил, что Россия останется гибкой, потому редакция третьим странам через посредников, скорее всего, будет возможна, если Россию будет устраивать цена», – отмечает Блохин.
Третий вариант, по мнению Блохина, сложен в реализации, так как трудно формализовать подходы к рыночной цене, тем более в условиях изменения конъюнктуры рынка.